Уроженка Воронежа постаралась во славу Гжели
|
28 августа 2015 года 19:14
|
Это имя - Наталья Бессарабова - я впервые услышал на выставке Гжели, проходившей в Воронеже пару лет назад. О Наталье Ивановне - нашей землячке, художнике-кеpамисте, живописце - много и охотно, с большим уважением рассказывала тогда куратор выставки, отметившая: Бессарабова, родившаяся на излете позапрошлого века, остается законодательницей мод и сегодняшнего "бело-синего" производства. От революции до войны И вот - круглая дата: 31 августа этого года исполнится 120 лет со дня рождения знаменитой воронежской уроженки! Биография ее примечательна. Училась в воронежском ВХУТЕМАСе (1919-1922). Ее учителями были скульпторы Н. А. Кондрашин и С.В.Сырейщиков, живописец А.А.Бучкури. Параллельно с учебой принимала участие в оформлении спектаклей Воронежского драматического театра. А весной 1922 года уехала в Москву, где слушала лекции В.А.Фаворского. Вернувшись в Воронеж, в 1923-1927 годах работала над циклами исторических картин, портретов и этюдов на темы "Революция 1905 года в Воронежской губернии" (65 работ в декабре 1925 года экспонировались на одноименной выставке в Воронежском музее революции) и "Октябрь и Гражданская война в Воронежской губернии" (одноименная выставка состоялась там же в 1927 году). В 1924 году выполнила серию акварелей для местного цирка. В 1930 году Наталья Ивановна Бессарабова перебралась-таки в Москву окончательно. Работала в Подмосковье, на заводе сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского - штатным художником. Позже, в 1937-1941 годах, трудилась главным художником в хореоВграфическом театре ЦПКиО им. Горького "Остров танца", участвовала в оформлении костюмов и постановок профсоюзного ансамбля песни и плясок под руководством композитора А. Г. Новикова, часто выступавшего в Колонном зале Дома Союзов. В свободное время постоянно занималась мелкой пластикой - лепила из пластилина, выполняла в гипсе скульптурные портреты, небольшие фигурки и даже многофигурные композиции артистов балета. В начале 1941 года вместе с "Островом танца" Бессарабова выезжала в Казань - готовить декаду татарского искусства. В казанском театре оперы и балета Наталья Ивановна создавала эскизы костюмов для оперного и драматического театров, которые использовались до 1950 года. Работу Бессарабовой в Казани прервала война... Начинали с нуля Главный период в творчестве художницы начался в конце 1943 года - ее пригласили работать в лабораторию керамики и камня Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) РОСПРОМСОВЕТА в Москве. В задачи организованного в марте 1932 года НИИХП входило восстановление угасших народных промыслов самого разного характера, воспитание молодых специалистов-искусствоведов в области народного искусства, изучение составляющих компонентов художественных традиций народных промыслов, разработка методических материалов, организация выставок, пропаганда народного искусства в печати (реклама) и многое другое. Послевоенному поколению художников и искусствоведов начинать работу приходилось с нуля. Вся лаборатория керамики и камня состояла из пустой комнаты, в которой стояли ножной гончарный круг и "мертвый" горн. Бессарабовой пришлось решать задачу возрождения гжельской и скопинской керамики, создавая образцы бытовых изделий и скульптуры из фарфора, майолики и терракоты. Первые пробные работы в керамике с полихромной росписью солями металлов, выполненные Бессарабовой в 1944 году в лаборатории НИИХП, продолжили любимую тему "Танцы народов СССР", задуманную ею еще в довоенную пору. Были выполнены три керамических изделия: скульптура "Русский танец", карандашница "Молдавский танец" и ваза "Хоровод - русская пляска". Мазок с секретом Возрождение традиционных приемов в создании форм посуды, восстановление гжельского письма началось в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Мастера называют это время в развитии промысла периодом "освоения старой Гжели" и связывают его с именем не только Натальи Бессарабовой, но и крупного ученого, знатока керамики А. Б. Салтыкова. Из всего многообразия декоративных приемов, выработанных предшествующими поколениями, для украшения современного гжельского фарфора выбрали технику подглазурной росписи кобальтом - как наиболее простую в исполнении. В начале 1950-х годов приоритетное значение в разработках Бессарабовой начинает занимать мелкая пластика преимущественно анималистического толка с росписью солями металлов. Каждое изображение выполняется по-новому, в соответствии с характером и повадками животных. Позы фигурок естественны, животные словно живут в привычной для них среде. Наталья Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приемам. Она показала, как выводить "сплошной мазок" и "мазок с тенями" - когда краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону. Причем таким образом, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета - от темного синего до светлого голубого, почти белого. Практической пользы ради Наталья Ивановна создала изделия, положившие начало современному гжельскому фарфору, его особенному стилю. Формы ее кувшинов, кружек, молочников, ваз округлы и вместительны. Чайники, тулово которых сделано в виде толстого диска и поставлено ребром на четыре ножки-лапы, напоминают гжельские кумганы. В росписи преобладают растительные мотивы, используются разнообразные традиционные живописные приемы. С именем Бессарабовой связаны и первые шаги по восстановлению секретов гжельской майолики. Именно она ставила опыты по росписи эмалью, которую ласково называла "материал с душой". Среди наиболее интересных и выразительных вещей - сухарница с лепными ручками в виде цветов и небольшая фигурка "Цирковой конь". В четком, энергичном силуэте фигурки - чистота линий, простота, присущая игрушкам, изящество росписи. Лаконичность в сочетании с монолитностью, практическая польза изделий вкупе с декоративностью, глубокая законченность каждой вещи свидетельствуют о видимом равнодушии художницы к "сервизности": изделия ее, как правило, единичны, редко группируются, как, например, кувшин с кружкой. Зато они всегда технологичны и сравнительно просты для производственного тиражирования. Классикой стали многие модели Натальи Ивановны Бессарабовой. Некоторые из них, где традиционные мотивы Гжельской земли звучат по-новому, более свежей, чистой и прекрасной нотой, и сегодня пользуются завидным спросом. только факты В 1978 году Наталья Бессарабова совместно с гжельскими художниками Людмилой Азаровой, Татьяной Дунашовой, Зинаидой Окуловой за создание высокохудожественных керамических изделий в ПО "Гжель" Московской области удостоена Государственной премии имени Репина. Кстати Работы Натальи Бессарабовой находятся в коллекциях многих музеев страны - в Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики и музее "Усадьба Кусково XVIII века", во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике "Цари?цыно", Государственном историко-архитектурном и художественном музее "Новый Иерусалим" и других.
|
|
3706
|
Добавить комментарий
Комментарий успешно добавлен
Другие сообщения
|
Приобщение к высокому искусству Воронежская область
|
|
|
Искусство объединяет Воронежская область
|
|
|
Пространство для куклы Воронежская область
|
|
|
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны". Воронежская область
|
|
|
Кинолента на телефон Воронежская область
|
|
|
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра Воронежская область
|
|
|
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция". Воронежская область
|
|
|
|